Ученые всего мира ломают голову, как совместить комфортную жизнь с достижениями научного прогресса. Некоторые из этих достижений ведь могут превратить тихую жизнь горожан в сущий ад.  В частности, речь о людях, проживающих в непосредственной близости от объектов транспортной логистики крупных мегаполисов. В том числе возле грузовых развязок, метрополитена, наземных электропоездов. 

В период самоизоляции львиную долю своего времени люди проводят дома. А что если дома вместо отдыха они получают постоянный стресс вследствие вибрации и перманентного шума?

Как выяснили авторы научной статьи «Новые виброзащитные конструкции верхнего строения пути», опубликованной три года назад международным информационно-аналитическим обозрением «Евразия-Вести», наиболее эффективным способом снижения вибрации в помещениях жилых и общественных зданий, попадающих в зону негативного  влияния линий метрополитена, является виброизоляция «в источнике», то есть в тоннеле.

В соответствии с требованиями Федеральных санитарных норм СН 2.2.4/2.1.8.566-96, а санитарные нормы и правила являются обязательными к применению на территории России, размер технической зоны метро составляет 40 метров в обе стороны от внешнего контура. Это означает, что значительная часть сложившейся городской застройки находится в зоне влияния вибрационного и шумового загрязнения.  

Проведенные представителями «Центра гигиены и эпидемиологии в г. Москве» натурные измерения и прогноз уровней вибрации в зданиях, расположенных вблизи метрополитена подтвердили факт превышения требований Санитарных Норм, что приводит к необходимости разработки технических решений по их снижению. Данное требование продиктовано и соответствующими положениями федеральных (СП 120.13330.2012, 52-ФЗ, 384-ФЗ), а так же  ведомственных нормативных документов.

Наиболее эффективными способами виброизоляции считаются специальное виброгасящее скрепление, ж/б шпалы с упругими промежуточными скреплениями и подшпальными прокладками на балласте, подшпальные прокладки и подбалластные маты. Но научные изыскания продолжаются. На темы защиты населения от вибрации и шума пишутся сотни научных трудов. Эти работы актуализировались и задачей государства, которую сформулировал Президент РФ Владимир  Путин в своем послании Федеральному собранию, где подтвердил, что главной целью государства является комфорт и  улучшение качества жизни россиян. 

Одной из актуальных научных работ по данной проблеме является диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук Валерия Николаевича Каплина на тему «Применение упругих подшпальных прокладок для повышения стабильности пути в зоне рельсовых стыков». Работа была представлена в  «Российском университете транспорта».  

Автор, говоря о том, что по экономической эффективности и экологической безопасности в ближайшем будущем железнодорожным перевозкам не будет альтернативы, подчеркнул, что  проводимые в настоящее время структурные преобразования железнодорожного транспорта коренным образом меняют механизмы и процессы его функционирования. 

Действительно, в стратегии научно-технического развития холдинга «Российские железные дороги» на период до 2025 года и на перспективу до 2030 года определены основные направления научных исследований в области железнодорожного транспорта. 

Наряду с задачей развития ж/д транспорта и строительства  новой инфраструктуры, необходимой в связи с увеличением грузоперевозок и пассажирского потока, встают вопросы поддержания безопасного технического состояния элементов инфраструктуры и подвижного состава. 

Приоритетными направлениями этой работы  являются внедрение инновационных средств и новых элементов инфраструктуры, инновационных материалов. Они необходимы и для того, чтобы обеспечить комфорт не только перевозимых пассажиров, но и как можно меньше тревожить жителей, живущих у транспортных узлов. 

 Вот почему сегодня ужесточаются требования, предъявляемые к динамике хода поездов, особенно при тяжеловесном и скоростном движении. В связи с приближением железной дороги к зонам городской жилой застройки недопустимо, чтобы уровни шума и вибрация превышали санитарные нормы хоть на «йоту» и отразились на здоровье горожан. Здоровье жителей России — прежде всего.